Образование.

Уровень образования: дошкольное

Форма образования: очная

Сроки освоения программы: 5 лет

Образовательная организация оказывает воспитаннику образовательные услуги в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – образовательная программа) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования), содержание воспитанника в образовательной организации, присмотр и уход за воспитанником.

Всего в МБДОУ 141 воспитанник.

Наименование образовательной программы:

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой.

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой.

Образование осуществляется на русском языке.

Также реализуются и парциальные образовательные программы с учетом потребностей семьи:

· Парциальная программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.

· Парциальная программа «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду». О.С. Ушаковой

Задачей нашего детского сада является создание такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал всех участников образовательного процесса.

Для осуществления профессионального подхода к образовательному процессу, отбору эффективных педагогических методов, современных развивающих методик и технологий в МБДОУ используются активные формы проведения методической работы: семинары-практикумы, деловые игры, мастер-классы, дискуссии, мозговые штурмы, круглые столы, взаимные просмотры, использование информационно-коммуникативных технологий и т.п.

Ежегодно в рамках методической работы в детском саду работают творческие группы, результатом работы которых является пропаганда современных передовых технологий дошкольного воспитания, создание образцов планирования, оснащения предметно-развивающей среды, представление лучшего опыта работы педагогов в соответствии с задачами годового плана ДОУ.

В МБДОУ активно используются информационно-коммуникативные технологии в методической работе: создает и использует мультимедийные презентации при проведении мастер-классов, семинаров - практикумов, консультаций, педагогических советов.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 108 «Веснянка» г. Брянска

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 108

МБДОУ №108 ____________/Гульцева О.С./

«3» сентября 2015 г «3» сентября 2015 г

Протокол № __1_ приказ № 45/1 от 03.09.2015г

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №108 «Веснянка» г. Брянска

НА ОСНОВЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Брянск, 2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование раздела

Страница

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

1 – 2

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

4 – 5

1.2

Планируемые результаты освоения Программы

6 - 10

2

Содержательный раздел

2.1.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

11 – 100

2.1.2

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей

101 - 110

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

111 – 120

2.3

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

121 – 124

2.4

Наиболее существенные характеристики содержания Программы (специфика национальных, социокультурных и иных условий)

125 - 126

3

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение программы

127 – 136

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

137 – 147

3.3

Распорядок и режим дня

148 – 158

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

159 – 161

3.5

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

162 - 170

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 108 «Веснянка» города Брянска

Назначение программы

Создать условия для реализации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Сроки реализации программы

2015-2020 г.г.

Исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 108 «Веснянка», г.Брянска

Руководитель программы

О.С.Гульцева, заведующий МБДОУ детский сад № 108 «Веснянка» г.Брянска

Цели образовательной программы

1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

2. Обеспечение соответствия качества дошкольного образования федеральным государственным образовательным стандартам через реализацию примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Задачи образовательной программы

1. Создать условия для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей.

2. Способствовать обеспечению познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.

3. Обеспечить преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

4. Содействовать обеспечению консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей

Пояснительная записка.

Примерная основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 108 «Веснянка» г.Брянска разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

Цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы:

Программа на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

· полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

· индивидуализацию дошкольного образования ;

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

· поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

· партнерство с семьей;

· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

· возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

· учёт этнокультурной ситуации развития детей.

· обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

Примерная основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

? уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

? использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

? построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

? поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

? поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

? возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

? защита детей от всех форм физического и психического насилия

? поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Для получения качественного образования детьми в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:

- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;

- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей .

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.

Целевые ориентиры.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,

«спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться

с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных

решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные

ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Особое внимание в Программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Педагог сам знакомится с природой, культурой родного края.

Осуществляет отбор содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности данного края, что есть только там, где живут дети.

Составляет словарь-минимум тех слов, усвоение которых поможет детям понять новое содержание.

Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей:

- особенности природы;

- люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте;

- люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами.

Демонстрируется то, что наличествует в их родном крае, но характерно для всей страны:

- охрана природы;

- труд людей;

- соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат;

- проживание людей разных национальностей.

Отбор методов обучения осуществляется с учётом характера мышления детей, способности к обобщению, анализу.

Наиболее целесообразно использовать тематическое планирование. Темы могут быть различными по объёму познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения.

Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.

Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились.

Особое внимание следует обратить на формы работы с детьми, которые должны быть различными в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания.

Периодически в течение года могут проводиться итоговые занятия, на которых воспитатель уточняет, как дети усвоили то или иное содержание и как используют его в процессе художественных видов деятельности и в их отношении к явлениям общественной жизни.

Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:

- интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации);

- проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;

- желание слушать, читать книги с общественной тематикой;

- наблюдения за детьми (как они помогают друг другу; как относятся к книгам на основе специально созданных ситуаций и др.).

Утверждено

на педагогическом совете

от 03.09.2015 г.

ГОДОВОЙ ПЛАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ДЕТСКИЙ САД №108 «ВЕСНЯНКА»

города Брянска

на 2015 – 2016 учебный год

ЗАДАЧИ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

на 2015 – 2016 учебный год

1.Формировать привычку к здоровому образу жизни посредством развития основных движений при организации разных форм деятельности воспитанников.

2.Развивать диалогическую речь дошкольников при организации совместной театрализованной деятельности взрослых и детей .

3.Воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников посредством ознакомления с историей родного края.

I БЛОК

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.Аттестация

педагогических

работников

2.Работа в

методических

объединениях

3.Конкурсы и

педагогические

часы

4.Курсовая

переподготовка

1.Конякина З.Н.

Соответ. должности

«Ознакомление дошкольников с природой родного края».

2.Назаренко Э.М.

Высшая категория

«Обучение пению детей старшего дошкольного возраста».

3.Ткачева И.В.

Iкатегория

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей».

4.Лебедева Л.В.

Соответст. должнос

«Использование устного народного творчества в целях речевого развития детей».

5.Грузина Н.В.

Высшая категория

«Развитие элементарных математических представлений через организацию дидактических игр»

Ламекина Л.С.-

Школа начинающего руководителя

Назаренко Э.М.-

МО муз.рук.

Терехова Т.В.;

Лебедева Л.В. –

Школа молодого воспитателя

Милославова В.В.;

Ламекина Л.С. –

МО учителей-логопедов

Грузина Н.В.;

Рябикова О.И.;

Петрухно Т.А.;

Ткачева И.В. –

МО воспитателей

Смотр:

- Готовность к новому учебному году

(сентябрь)

Конкурс:

- Уголков театрализованной деятельности

(февраль)

- Готовность к летнему оздоровительному периоду

(май)

Педчасы:

-Проблема планирования воспитательно-образовательной работы у молодых воспитателей

(Ламекина Л.С.)

-Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы ДОО

(Ламекина Л.С.)

-Организация образовательного процесса в условиях ФГОС ДО: пути совершенствования взаимодействия педагога ДОУ с родителями

(Гульцева О.С.)

Заведующий:

Гульцева О.С.

Старший вос-ль:

Ламекина Л.С.

Воспитатели:

Петрухно Т.А.;

Рябикова О.И.;

Лебедева Л.В.

Музыкаль.рук-ль:

Назаренко Э.М.

5. САМООБРАЗОВАНИЕ

Ф.И.О.

Тема

Гульцева О.С.

Конякина З.Н.

Петрухно Т.А.

Хащина Г.А.

Ткачева И.В.

Чаусова И.В.

Терехова Т.В.

Грузина Н.В.

Черепова Н.М.

Рябикова О.И.

Друсинова Л.А.

Потоцкая И.В.

Ламекина Л.С.

Милославова В.В.

Назаренко Э.М.

«Специфика и возможности МБДОУ по оказанию платных услуг»

«Ознакомление детей с природой родного края»

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей»

«Развитие элементарных экологических представлений детей путем ознакомления с окружающим миром»

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

«Занимательная математика как средство развития детей старшего дошкольного возраста».

«Ознакомление старших дошкольников с культурой и традициями родного края».

«Развитие элементарных математических представлений через организацию дидактических игр».

«Дидактическая игра как метод формирования умственных способностей детей».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему посредством креативных видов художественного творчества».

«Развитие творческих способностей детей средствами изодеятельности (рисования)».

«Механизмы изобразительного творчества и арт-терапия»

«Особенности звукослоговой структуры слова у детей с ОНР»

«Проектная деятельность как средство развития речи детей-логопатов»

«Развитие певческих навыков у детей-логопатов»

II БЛОК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Педагогические

советы

2.Сминары,

семинары-практикумы

3.Консультации

1. Организационно-установочный

(3 сентября)

2. «Роль основных движений в укреплении здоровья детей».

(ноябрь)

3. «Театрализованная игра как средство развития и активизации речевой деятельности дошкольников».

(февраль)

4. «Ознакомление дошкольников с историей родного края как одно из условий воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

(апрель)

5.Итоговый.

(май)

1.Семинар-практикум:

«Организация работы по укреплению здоровья детей путем развития основных движений»

(ноябрь;

старший воспитатель,

Чаусова И.В.;

Друсинова Л.А.).

2.Семинар:

«Организация работы по развитию речи посредством театрализованной деятельности»

(февраль;

старший воспитатель,

Потоцкая И.В.,

Ткачева Т.В.).

3. «Организация проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников»

(апрель;

старший воспитатель,

Грузина Н.В.,

Рябикова О.И.).

1. «Организация работы по сотрудничеству специалистов ДОУ в коррекционной работе»

(октябрь;

старший воспитатель,

логопеды ДОУ:

Милославова В.В.,

Ламекина Л.С.,

муз.рук-ль Назаренко Э.М.)

2. «Использование игровых ситуаций в целях активизации речевой деятельности младших дошкольников».

(декабрь,

старший воспитатель).

3. «Логопедические досуги в системе коррекционной леятельности с детьми с ОНР».

(февраль,

Милославова В.В.).

4. «Формы работы по приобщению детей к истории родного края».

(апрель,

Грузина Н.В.).

5. «Тематические прогулки летом».

(май,

старший воспитатель)

4.Взаимопосещения

5.Открытые просмотры

В течение года:

· Коррекционная работа:

Милославова В.В. – Ламекина Л.С.

Грузина Н.В., Лебедева Л.В. –

Друсинова Л.А., Потоцкая Н.В.

· Познавательно-речевое развитие:

Грузина Н.В. – Лебедева Л.В.;

Потоцкая И.В. – Терехова Т.В.

· Художественно-эстетическое развитие:

Рябикова О.И. – Чаусова И.В.,

Лебедева Л.В.,

Терехова Т.В.

- Занятие по физической культуре

Подготовительная группа – Друсинова Л.А.

(ноябрь)

- Подвижная игра на прогулке

Старшая группа – Чаусова И.В.

(ноябрь)

- Театрализованная деятельность:

Подготовительная логопедическая группа-

Потоцкая И.В.,

(февраль)

Младшая группа – Ткачева И.В.

(февраль)

- Занятия по ознакомлению с историей родного края:

Подготовительная группа – Рябикова О.И.,

(апрель)

Старшая логопедическая группа – Грузина Н.В.,

(апрель)

6.Оснащение методического кабинета

7.Работа творческой группы

Общее:

· «Копилка педагога»;

· документация по обобщенному

педагогическому опыту;

· приобретение дидактического материала;

· приобретение методической литературы.

В рамках реализации задач годового плана:

· перспективное планирование;

· конспекты мероприятий по организации театрализованной деятельности;

· конспекты занятий по ознакомлению с историей родного края;

· Алгоритм проектирования «Мой город древний».

· «Организация работы по укреплению здоровья детей путем развития основных движений в разных формах деятельности»

(октябрь;

Друсинова Л.А.)

· «Организация работы по развитию речи в процессе театрализованной деятельности детей»

(февраль;

Потоцкая И.В.)

· «Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления дошкольников с историей родного края»

(апрель;

Грузина Н.В.)

III БЛОК

КОНТРОЛЬ, ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДРАБОТНИКОВ

1.Тематические проверки

2.Диагностика педагогического коллектива

3.Диагностика детского коллектива

1. «Система работы по укреплению здоровья детей путем развития основных движений в разных формах деятельности».

(ноябрь)

2. «Организация работы по развитию речи воспитанников в ходе театрализованной деятельности».

(февраль)

3. «Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления дошкольников с историей родного края».

(апрель)

· Самоанализ педагогов о проделанной работе за 2014 – 2015 уч.год

(сентябрь)

· Анализ возможностей группы

«Перспективы развития группы на 2015-2016 год».

(сентябрь)

· Работа с молодыми специалистами: анализ возможностей и затруднений; тест

«Готовность к саморазвитию».

(ноябрь)

· Анкетирование по планированию педагогической работы на следующий учебный год.

· Адаптация детей

( в течение года)

· Готовность детей к школе

(психолого-педагогическая диагностика)

(май)

4.Предупредительный контроль

5.Последующий контроль

1. Проверка календарных планов непосредственной образовательной деятельности.

(ежемесячно;

старший воспитатель)

2.Проверка педагогической документации

(ежемесячно;

старший воспитатель)

3.Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей.

(ежемесячно;

старший воспитатель,

медсестра)

4. Организация педагогического процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС.

(ежемесячно;

заведующий МБДОУ,

старший воспитатель)

5.Выполнение режимов

(оздоровительный, санэпидрежим, двигательный).

(ежемесячно;

старшая медсестра,

старший воспитатель).

1. Создание условий для укрепления здоровья детей.

(в течение года;

старший воспитатель,

старшая медсестра)

2. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

(в течение года;

старший воспитатель)

3. Предметно – развивающая среда группы

(1 раз в квартал;

старший воспитатель)

4. Организация работы по театрализованной деятельности дошкольников.

(в течение года;

старший воспитатель)

IVБЛОК

ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Изучение

2.Обобщение

3.Распространение

На I категорию:

Друсинова Л.А.;

Ламекина Л.С.;

Чаусова И.В.

На высшую категорию:

Назаренко Э.М.

«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

На I категорию:

Ткачева И.В.

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей».

Рябика О.И.

«Роль нетрадиционных приемов рисования в развитии изобразительных умений и навыков детей».

V БЛОК

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Общие мероприятия

2.Пропаганда педагогических знаний

1.Родительское собрание:

«Ознакомление детей с историей родного края».

(апрель;

заведующий д/с Гульцева О.С.)

2.Работа родительского клуба «Счастливое детство».

(в течение года;

старший воспитатель)

3.Конкурс поделок из овощей и фруктов.

(сентябрь;

старший воспитатель)

4.Спортивный праздник «Папа может!»

(октябрь;

старший воспитатель,

музыкальный руководитель)

5.Конкурс «Вместе с мамой»

(праздничный букет;

март;

старший воспитатель)

1. Изготовление информационных стендов:

- «О правах ребенка»;

- «Дополнительные услуги в ДОУ».

2.Оформление фотоальбома

«Спортивные праздники в детском саду».

3.Работа родительского клуба «Счастливое детство».

Групповые родительские собрания

Группа

Тема

Ясельная

II младшая

Старшая группа

Старшая логопедическая группа

Подготовительная группа

Подготовительная логопедическая группа

1. «Добро пожаловать» - организационное

2. Развитие речи детей в игровых ситуациях.

3. Ознакомление детей раннего возраста с природой в повседневной жизни.

1. «Двигаясь, развиваемся!»

2. Театрализованная деятельность как средство развития ребенка.

3.Воспитание любви к малой Родине.

1. Подвижная игра как средство развития основных движений детей.

2. Роль театрализованной деятельности в развитии речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Роль истории родного края в нравственно-патриотическом воспитании детей.

1. Роль двигательного опыта детей в развитии двигательного творчества.

2. В театр играем – речь развиваем.

3. Город, в котором живу – город, который люблю.

1. Подвижная игра как средство физического развития дошкольника.

2. Готовимся к школе : развиваем речь.

3.Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родной природе.

1. Физическое воспитание – основа здорового образа жизни.

2. Развиваем речь ребенка в театрализованной игре.

3. формирование чувства патриотизма и любви к родному городу.

VI БЛОК

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА

1.Ремонт

2.Что приобрести

3.Работа с обслуживающим персоналом

4.Работа с заинтересо-ванными организациями

1.Ремонт туалетной комнаты в младшей группе.

2.Ремонт туалетной комнаты в ясельной группе.

(сентябрь)

3.Замена окон в музыкальном зале.

(сентябрь)

1. Музыкальный центр.

(май)

1.Работа по благоустройству территории.

(октябрь, апрель)

2.Подготовка здания к зиме.

(ноябрь)

3.Выполнение санэпидрежима.

(ноябрь – апрель)

1.Привлечение спонсоров.

Утверждено

Заведующий МБДОУ д/с №108

«Веснянка» г.Брянска

Гульцева О.С.

Учебный план МБДОУ д/с №108 «Веснянка» г.Брянска

На 2015 – 2016 учебный год

Образовательные области

I младшая

II младшая

старшая

Подготов.

Обязательная часть

1

«Физическое развитие»

· В помещении

· В группе

3

3

2

1

2

1

2

«Социально-коммуникативное развитие»

Решение задач образовательной области реализуется в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.

3

«Познавательное развитие»

· ФЦКМ

· ФЭМП

0,5

1

0,5

1

0,5

1

1

4

«Речевое развитие»

· Развитие речи

· Художественная литература

1

1

1

1

1

1

1

1

5

«Художественно-эстетическое развитие»

· Рисование

· Лепка

· Аппликация

· Музыка

1

1

2

1

0,5

0,5

2

2

0,5

0,5

2

2

0,5

0,5

2

Итого:

9,5

9,5

11,5

12

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

6

«Познание»

· ФЭМП

0,5

1

7

«Художественно-эстетическое развитие»

· Конструирование

0,5

0,5

1

1

Итого:

10

(100 мин)

10

(150 мин)

13

(325 мин)

14

(420 мин)

Утверждено

Заведующий МБДОУ д/с №108

«Веснянка» г.Брянска

Гульцева О.С.

Учебный план МБДОУ д/с №108 «Веснянка» г.Брянска

На 2015 – 2016 учебный год

Образовательные области

Старшая группа компенсирующей направленности

Подготовительная группа компенсирующей направленности

Обязательная часть

Периоды

1 2 3

Периоды

1 2 3

1

«Социально-коммуникативное развитие»

Решение задач образовательной области решается в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности.

Решение задач образовательной области решается в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности.

2

«Познавательное развитие»

· ФЦКМ

· ФЭМП

1

0,5

1

1

3

«Физическое развитие»

· В помещении

· В группе

2

1

2

1

4

«Речевое развитие»

· Развитие речи

· Художественная литература

1

1 (III период – в режимных моментах)

1

5

«Художественно-эстетическое развитие»

· Рисование

· Лепка

· Аппликация

· Музыкальное

1

0,5

0,5

2

1

0,5

0,5

2

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

6

«Познание»

· ФЭМП

0,5

1

7

«Художественно-эстетическое развитие»

· Конструирование и ручной труд

1 (III период – в режимных моментах)

1

8

Коррекция ОНР

Периоды

1 2 3

2 3 5

Периоды

1 2 3

5 5 5

Итого:

14 15 17

17 17 17

Аннотация к рабочей программе

первой младшей группы

(воспитатели: Конякина З.Н.; Петрухно Т.А.)

Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании в РФ».

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми первой младшей группы и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 2 лет до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Принципы и подходы к формированию Программы:

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы:

· интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями, научной обоснованности и практической применимости;

· единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

· учетом комплексно-тематического построения образовательного процесса;

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Аннотация к рабочей программе

младшей группы

(воспитатели: Ткачева И.В.; Лебедева Л.В.)

Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании в РФ.

Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы (дети 2-4 года).

Основу рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая программа составлена по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребёнка.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют

забота о здоровье, эмоциональном благополучии,

создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,

творческая организация воспитательно-образовательного процесса,

вариативность использования образовательного материала,

уважительное отношение к результатам детского творчества, единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ.

Аннотация к рабочей программе

старшей группы

(воспитатели: Чаусова И.В.; Терехова Т.В.)

Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании в РФ».

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми старшей группы и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 лет до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация к рабочей программе

подготовительной группы

(воспитатели: Рябикова О.И.; Черепова Н.М.)

Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании в РФ», ведущими целями которой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Настоящая рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются задачи:

укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей;

развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе,

развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов(совместная деятельность) ;

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Аннотация к рабочей программе

старшей группы компенсирующей направленности

( воспитатель: Грузина Н.В.)

Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании в РФ».

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

· Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым ребёнком.

· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и групповых занятий.

· Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

· Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

· Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, с учетом профиля логопедической группы, а также содержание соответствует программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Аннотация к рабочей программе

подготовительной группы компенсирующей направленности

( воспитатели: Потоцкая И.В., Друсинова Л.А.)

Рабочая программа построена на основе основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО, Законом РФ «Об образовании в РФ».

Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создания оптимальных условий для достижения равных возможностей.

В основу формирования программы положены следующие принципы:

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- принцип преемственности, предполагающий обеспечение непрерывности образования обучающихся с нарушениями речевого развития;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ? «образовательной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с нарушениями речевого развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

4) возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования детьми с ОНР, в

том числе использование специальных методов, методических пособий и

дидактических материалов, проведение групповых, индивидуальных кор-

рекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание программы определено с учетом требований коррекционной программы, соответствует программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.В программе четко прослеживаются дидактические принципы: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала, опора на сохранное звено, комплексность с точки развития речи. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, медицинского работника. Воспитатель, музыкальный руководитель осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей, имеющих нарушения речи.

Целью программы является:

Обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения.

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы компенсирующего обучения для детей с нарушениями речи, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.