Конспект НОД по  развитию речи в подготовительной логопедической  группе.

Тема: Пересказ русской народной сказки

«Лиса и козёл».

Коррекционно – образовательные задачи:

продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; совершенствовать умения  связно, последовательно, выразительно передавать содержание  сказки без помощи вопросов воспитателя; использовать  графический план в виде схемы (мнемотехника);

продолжать учить передавать  диалог в лицах, меняя интонации в соответствии с переживаниями персонажей сказки;

использовать выразительные средства (интонация, мимика, жесты).

Коррекционно – развивающие задачи:

развивать зрительную и слуховую  память, внимание; координацию и двигательную активность; выразительность речи, коммуникативные навыки.

Коррекционно – воспитателные задачи:

воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уверенность в себе, умение устанавливать партнёрские взаимоотношения  во время пересказа.

Словарь: слова, обозначающие эмоциональные состояния – лукавая, испуганная, злая, веселая, грустная;  фотовыставка,  «зазевалась»,  «горюет»,   «насилу»,  «вон из колодца». 

Демонстрационный материал: изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях, мольберт, маски лисы и козла, кукла бибабо лиса, макет колодца, пальчиковый театр лиса и козел, ширма ,графический план в виде схемы (мнемотехника).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок с участием  лисы, рассматривание иллюстраций; игры – этюды на выражение эмоций; обыгрывание сказок детьми с помощью пальчикового театра.

Ход НОД.

Организационный момент.

- У меня для вас, ребята, сюрприз, сегодня на занятие у нас будет гость. А кто это,  попробуйте, отгадайте.

Рыжая плутовка, 

Хитрая да ловкая. 

Хвост пушистый, 

Мех золотистый.

Кто это?

- Почему вы решили, что это лиса?

( Ответы детей)

- Давайте посмотрим, так ли это.

(Убираем ширму, на подставке кукла  бибабо лисы, на шее  у неё фотоаппарат)

Вступительная беседа.

- Здравствуй, Лисичка, мы рады тебя видеть. С чем к нам пожаловала?

- Здравствуйте, ребята. Я очень люблю фотографировать своих подруг и хочу вас пригласить на свою фотовыставку.

        - Какие красивые фотографии лис с разным настроением. Давайте их рассмотрим..

- Какое настроение у лисы на этой фотографии?

 – Значит лиса какая? Радостная.

 - В какой сказке она встречается? – Теремок.

- Посмотрите на эту лису.(она плачет, грустит). - Грустная

- Из какой она сказки? – Заюшкина избушка.

- А эта лиса? – Злая. ( посмотрите: брови нахмурила, зубы оскалила)

-В каких сказках что-то так разозлило лису? Лиса и журавль, Лиса и кувшин,

- Ах, какая красавица! Уши торчком, глаза большие, рот приоткрыт.

- Что выражает такая мордочка лисы?- она удивляется.

- Какая лиса?- Удивленная.

- В какой сказке она так удивилась?- Лиса и рак.

- А эта лиса, наверное что-то задумала?

- Какая она? –хитрая, лукавая.

На этих фотографиях разные эмоции, которые  и мы можем испытать слушая сказки.

Чтение сказки «Лиса и козел»

Беседа по содержанию сказки.

Кто главные герои сказки?

Что случилось с лисой? А с козлом?

Как она выбралась из колодца?

Как козёл выбрался из колодца?

Почему лисе удалось перехитрить козла?- глупый,  доверчивый.

Какая лиса в этой сказке? Хтрая, злая, лукавая, обманщица.

Молодцы, много подобрали слов, нарисовали полный, словесный портрет героев сказки.

Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Мы составим схему и  придумаем условные обозначения, которые вам помогут рассказать сказку.

Воспитатель: Какого цвета лиса?

Дети: Она рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом.

Воспитатель: Какого цвета козел?

Дети: Серого.

Воспитатель: На какую фигуру похожа его голова?

Дети: Треугольник, так как он с рогами и бородой.

Воспитатель: Обозначим серым треугольником.

А хозяин  высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.

Указать на оранжевый круг.

 - Ребята, давайте вспомним, с чего началась сказка?

«Бежала лиса, на ворон зазевалась -и упала в колодец» .

А что такое колодец?

Укрепленная бревнами или досками узкая, глубокая яма откуда черпают воду.

Ребята, объясните как вы понимаете эти выражения из сказки?

«на ворон зазевалась» - загляделась по сторонам.

«лиса горюет» - печалится

 «вон из колодца» - выйти

«насилу отыскали» - с трудом, еле нашли.

Молодцы! Вы правильно объяснили все слова .

Ребята, а если бы вы очутились в сказке, то бы услышали, как лиса разговаривала с козлом.

Каким голосом лиса говорила?

(ласковым, нежным, мягким)  хитрым. Покажите хитрую лису

Вспомните слова лисы, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково, с хитринкой.

«Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь»

Указать на серый треугольник.

- Что случилось потом?  (Козел сдуру и прыгнул.  Воду замутил, чуть лису не задавил).

А как лиса стала разговаривать с козлом потом? .(сердито, громко, грубо, гневно)

Как она сердится.

Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал».

Указывая на прямоугольник спросить: Чем закончилась сказка?

Физминутка.

На лису и козла рассчитайсь.

Раз, два,разойдись и в лисичек превратись.

Физминутка «Лиса»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала-

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру.)

Глянула в окошко

Попрыгала немножко.

Ну, красавица – лиса

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо и влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

До чего же хороша!

Повторное чтение сказки и пересказ её детьми.

Сейчас я ещё раз прочту вам сказку «Лиса и козел». Слушайте внимательно, запоминайте и будете  рассказать сами. 

Драматизация сказки.

Чтобы Лисичке было интересно слушать, сейчас расскажем сказку, используя пальчиковый театр. Назначаю детей.

- Занавес открывается, сказка начинается.

Молодцы . Последовательно рассказали сказку. Выразительно передали интонацию героев.

А теперь посмотри, сыграем в эту сказку. .(Драматизация сказки.)

Назначаю героев.

Пройдите в зрительный зал

Сказка начинается.

На этом сказке – конец.

Итог НОД.

- Понравилось тебе. Лисичка, у нас в гостях?

- Очень понравилось. Дети правильно передавали содержание сказки, по порядку все рассказывали.  Я даже сказочные выражения запомнила: «зазевалась»,  «горюет»,  «вон из колодца», «насилу». Послушала вас – как в театре побывала. Спасибо вам за представление.  Буду теперь не  фотографом, а артисткой. А свои фотографии вам оставлю. Чтобы меня не забывали.

 

 

 

Сказка «Лиса и козел»

 

Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.

Сидит лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет по той дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает.

От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидал там лису и спрашивает:

— Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?

— Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Да хороша ли вода-то?

— Вода-то хороша, — отвечает лиса. — Да ты прыгай сюда, — вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил.

Рассердилась лиса, бранится:

— Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел.

Сидит козел в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться.

Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил.