Театрализованный центр в подготовительной группе

   Развивающая предметно-пространственная среда группы  по ФГОС  должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления материалов ) предполагает:

 ● возможность использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● природный  и бросовый  материалов, предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их каксильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях формирования самостоятельности и творческой активности;

обогащения словарного запаса;

развития памяти, образности мышления и фантазии;

улучшения координации движений, плавности и гибкости;

повышения выразительности речи и дикции; приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;

умения работать в коллективе.

Театрализованный центр – важный объект развивающей среды.  В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140919_103452.jpg

 

Огромную роль в решении задач по театрализованной деятельности, конечно же играет наличие в групперазличных видов театра, и для этого мы в нашей группе выдели отдельную зону, в которую вошли следующие виды театра:    

На фланелеграфе 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_132822.jpg 

 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_155800.jpg

 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_155723.jpg

Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев.

Способствует развитию связной речи, темпа, выразительности.

Активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение.

Теневой. 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_160151.jpg

 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_132023.jpg

 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_132259.jpg

Способствует   овладению действий с предметами  в соответствии с речью.  Развитие вербальных средств выразительности.

Пальчиковый.

 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_131412.jpg

 Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров.  Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа.   Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте. Способствуют развитию мелкой моторики руки в сочетании с речью, воспитанию партнерских отношений между детьми.              

Настольный. 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/20140922_160552.jpg 

Плоскостные и объемные игрушки, Совершенствует мелкую моторику, координацию, целенаправленность движений. Побуждает детей к импровизации на темы знакомых сказок.

Оригами.

это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей.

  Игрушки.

 Используются любые обычные игрушки одинаковые по материалу

 (фигурки из киндерсюрпризов)

Би-ба-бо . Театр «Петрушки».

Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается     водящий.

Куклы- марионетки

В основном все марионетки приводятся в движение при помощи нитей, прикрепленных к ваге. Ва́га — приспособление для управления куклой-марионеткой

Овладение методами кукловождения

Ростовые куклы.

 

http://www.detsadvesnyanka.ru/images/dsc01914.jpg

Кукольные персонажи к сказке «Теремок».

Овладение методами кукловождения. Умение свободно двигаться по сценической площади. Развитие вербальных и невербальных средств выразительности.

Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

В театральной зоне размещаются ширма, маски сказочных персонажей.

Костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.

 

Дидактические игры типа «Угадай настроение», «Я и мои эмоции», карты пиктограммы на выражение эмоций людей и животных. Настольно- печатные игры « В гостях у сказки», «Собери сказку».  Картотека словесных игр.

 

Конспект НОД по  развитию речи в подготовительной логопедической  группе.

Тема: Пересказ русской народной сказки

«Лиса и козёл».

Коррекционно – образовательные задачи:

продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; совершенствовать умения  связно, последовательно, выразительно передавать содержание  сказки без помощи вопросов воспитателя; использовать  графический план в виде схемы (мнемотехника);

продолжать учить передавать  диалог в лицах, меняя интонации в соответствии с переживаниями персонажей сказки;

использовать выразительные средства (интонация, мимика, жесты).

Коррекционно – развивающие задачи:

развивать зрительную и слуховую  память, внимание; координацию и двигательную активность; выразительность речи, коммуникативные навыки.

Коррекционно – воспитателные задачи:

воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уверенность в себе, умение устанавливать партнёрские взаимоотношения  во время пересказа.

Словарь: слова, обозначающие эмоциональные состояния – лукавая, испуганная, злая, веселая, грустная;  фотовыставка,  «зазевалась»,  «горюет»,   «насилу»,  «вон из колодца». 

Демонстрационный материал: изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях, мольберт, маски лисы и козла, кукла бибабо лиса, макет колодца, пальчиковый театр лиса и козел, ширма ,графический план в виде схемы (мнемотехника).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок с участием  лисы, рассматривание иллюстраций; игры – этюды на выражение эмоций; обыгрывание сказок детьми с помощью пальчикового театра.

Ход НОД.

Организационный момент.

- У меня для вас, ребята, сюрприз, сегодня на занятие у нас будет гость. А кто это,  попробуйте, отгадайте.

Рыжая плутовка, 

Хитрая да ловкая. 

Хвост пушистый, 

Мех золотистый.

Кто это?

- Почему вы решили, что это лиса?

( Ответы детей)

- Давайте посмотрим, так ли это.

(Убираем ширму, на подставке кукла  бибабо лисы, на шее  у неё фотоаппарат)

Вступительная беседа.

- Здравствуй, Лисичка, мы рады тебя видеть. С чем к нам пожаловала?

- Здравствуйте, ребята. Я очень люблю фотографировать своих подруг и хочу вас пригласить на свою фотовыставку.

        - Какие красивые фотографии лис с разным настроением. Давайте их рассмотрим..

- Какое настроение у лисы на этой фотографии?

 – Значит лиса какая? Радостная.

 - В какой сказке она встречается? – Теремок.

- Посмотрите на эту лису.(она плачет, грустит). - Грустная

- Из какой она сказки? – Заюшкина избушка.

- А эта лиса? – Злая. ( посмотрите: брови нахмурила, зубы оскалила)

-В каких сказках что-то так разозлило лису? Лиса и журавль, Лиса и кувшин,

- Ах, какая красавица! Уши торчком, глаза большие, рот приоткрыт.

- Что выражает такая мордочка лисы?- она удивляется.

- Какая лиса?- Удивленная.

- В какой сказке она так удивилась?- Лиса и рак.

- А эта лиса, наверное что-то задумала?

- Какая она? –хитрая, лукавая.

На этих фотографиях разные эмоции, которые  и мы можем испытать слушая сказки.

Чтение сказки «Лиса и козел»

Беседа по содержанию сказки.

Кто главные герои сказки?

Что случилось с лисой? А с козлом?

Как она выбралась из колодца?

Как козёл выбрался из колодца?

Почему лисе удалось перехитрить козла?- глупый,  доверчивый.

Какая лиса в этой сказке? Хтрая, злая, лукавая, обманщица.

Молодцы, много подобрали слов, нарисовали полный, словесный портрет героев сказки.

Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Мы составим схему и  придумаем условные обозначения, которые вам помогут рассказать сказку.

Воспитатель: Какого цвета лиса?

Дети: Она рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом.

Воспитатель: Какого цвета козел?

Дети: Серого.

Воспитатель: На какую фигуру похожа его голова?

Дети: Треугольник, так как он с рогами и бородой.

Воспитатель: Обозначим серым треугольником.

А хозяин  высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.

Указать на оранжевый круг.

 - Ребята, давайте вспомним, с чего началась сказка?

«Бежала лиса, на ворон зазевалась -и упала в колодец» .

А что такое колодец?

Укрепленная бревнами или досками узкая, глубокая яма откуда черпают воду.

Ребята, объясните как вы понимаете эти выражения из сказки?

«на ворон зазевалась» - загляделась по сторонам.

«лиса горюет» - печалится

 «вон из колодца» - выйти

«насилу отыскали» - с трудом, еле нашли.

Молодцы! Вы правильно объяснили все слова .

Ребята, а если бы вы очутились в сказке, то бы услышали, как лиса разговаривала с козлом.

Каким голосом лиса говорила?

(ласковым, нежным, мягким)  хитрым. Покажите хитрую лису

Вспомните слова лисы, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково, с хитринкой.

«Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь»

Указать на серый треугольник.

- Что случилось потом?  (Козел сдуру и прыгнул.  Воду замутил, чуть лису не задавил).

А как лиса стала разговаривать с козлом потом? .(сердито, громко, грубо, гневно)

Как она сердится.

Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал».

Указывая на прямоугольник спросить: Чем закончилась сказка?

Физминутка.

На лису и козла рассчитайсь.

Раз, два,разойдись и в лисичек превратись.

Физминутка «Лиса»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала-

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру.)

Глянула в окошко

Попрыгала немножко.

Ну, красавица – лиса

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо и влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

До чего же хороша!

Повторное чтение сказки и пересказ её детьми.

Сейчас я ещё раз прочту вам сказку «Лиса и козел». Слушайте внимательно, запоминайте и будете  рассказать сами. 

Драматизация сказки.

Чтобы Лисичке было интересно слушать, сейчас расскажем сказку, используя пальчиковый театр. Назначаю детей.

- Занавес открывается, сказка начинается.

Молодцы . Последовательно рассказали сказку. Выразительно передали интонацию героев.

А теперь посмотри, сыграем в эту сказку. .(Драматизация сказки.)

Назначаю героев.

Пройдите в зрительный зал

Сказка начинается.

На этом сказке – конец.

Итог НОД.

- Понравилось тебе. Лисичка, у нас в гостях?

- Очень понравилось. Дети правильно передавали содержание сказки, по порядку все рассказывали.  Я даже сказочные выражения запомнила: «зазевалась»,  «горюет»,  «вон из колодца», «насилу». Послушала вас – как в театре побывала. Спасибо вам за представление.  Буду теперь не  фотографом, а артисткой. А свои фотографии вам оставлю. Чтобы меня не забывали.

 

 

 

Сказка «Лиса и козел»

 

Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.

Сидит лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет по той дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает.

От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидал там лису и спрашивает:

— Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?

— Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Да хороша ли вода-то?

— Вода-то хороша, — отвечает лиса. — Да ты прыгай сюда, — вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил.

Рассердилась лиса, бранится:

— Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел.

Сидит козел в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться.

Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил.

Актуальность  опыта работы на тему: «Риторика общения в развитии диалога у детей с общим недоразвитием речи» учителя-логопеда МБДОУ детского сада №108 «Веснянка»г.Брянска  Милославовой Валерии Викторовны.

 

Проблема, которой посвящен опыт работы, актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как:

    во-первых для умелого, успешного и эффективного общения ребенка и в детском саду и в дальнейшем, в школе необходимо    расширить  структуру диалога, помочь усвоить  совокупность речевых и поведенческих умений;

   во-вторых, для родителей, понимающих значимость речевого общения в жизни важны условия, создаваемые в МБДОУ  и направленные на развитие у детей умений вступать в диалог с окружающими, придерживаясь культуры диалога, речевого этикета.

   В опыте представлен взгляд педагогов на устранение недостатков речи детей и роли риторики, позволяющей оптимизировать коррекционную работу. 

    Был  проведен ряд практико-ориентированных  мероприятий, позволяющих  реализовать раздел  «Риторика общения»: 

     - определено методическое  и дидактическое обеспечение работы над диалогом;

     - проведен анализ художественной литературы и подобран наиболее доступный и интересный   для  детей старшего дошкольного возраста материал для игр-инсценировок, игр-диалогов;

     - определена тематика и содержание игр с детьми;

     - разработано перспективное планирование работы с детьми;

     - созданы условия, обеспечивающие эффективность воспитательно-образовательного  процесса.

    В опыте поэтапно  раскрыта  работа по расширению диалога у детей  с общим недоразвитием речи.

    Практическая значимость представленного опыта состоит в том, что его применение на практике позволит детям усвоить совокупность речевых и поведенческих умений: умение понимать различные обращения  и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения, умение вступать в диалог с окружающими различными способами, умение придерживаться культуры диалога. Предложенный методический и дидактический материал позволяет более эффективно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми.

    В опыте работы представлены данные диагностического обследования. Чтобы проследить динамику развития  диалога у детей с ОНР была проведена  диагностика уровня речевой коммуникации, уровня связной речи детей и  использования  в диалоге различных видов инициативных реплик за два года работы по данной проблеме. Дан количественный и качественный анализ результатов обследования, представленный в таблицах и диаграммах.

     Динамика результатов доказывает состоятельность и результативность предложенной методики.

     

     Особый интерес данного опыта имеют:

* Перспективное планирование по лексическим темам с включением минуток «РитоРитки».

* Рекомендации педагогам образовательных групп к использованию в практику работы.

* Конспекты занятий.

* Консультативный материал для педагогов и родителей.

* План работы кружка «АБВГДейка».

Опыт работы может быть рекомендован к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, в работе молодых и опытных педагогов образовательных групп для становления диалога и связной речи детей. 

    

   Учитель логопед  В.В.Милославова.

Актуальность  опыта работы на тему: «Риторика общения в развитии диалога у детей с общим недоразвитием речи» учителя-логопеда МБДОУ детского сада №108 «Веснянка»г.Брянска

 Милославовой Валерии Викторовны.

  Проблема, которой посвящен опыт работы, актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как:

    во-первых для умелого, успешного и эффективного общения ребенка и в детском саду и в дальнейшем, в школе необходимо    расширить  структуру диалога, помочь усвоить  совокупность речевых и поведенческих умений;

   во-вторых, для родителей, понимающих значимость речевого общения в жизни важны условия, создаваемые в МБДОУ  и направленные на развитие у детей умений вступать в диалог с окружающими, придерживаясь культуры диалога, речевого этикета.

   В опыте представлен взгляд педагогов на устранение недостатков речи детей и роли риторики, позволяющей оптимизировать коррекционную работу.   

   Был  проведен ряд практико-ориентированных  мероприятий, позволяющих  реализовать раздел  «Риторика общения»: 

     - определено методическое  и дидактическое обеспечение работы над диалогом;

     - проведен анализ художественной литературы и подобран наиболее доступный и интересный для детей старшего дошкольного возраста материал для игр-инсценировок, игр-диалогов;

     - определена тематика и содержание игр с детьми;

     - разработано перспективное планирование работы с детьми;

     - созданы условия, обеспечивающие эффективность воспитательно-образовательного  процесса.

   В опыте поэтапно  раскрыта  работа по расширению диалога у детей  с общим недоразвитием речи.

   Практическая значимость представленного опыта состоит в том, что его применение на практике позволит детям усвоить совокупность речевых и поведенческих умений: умение понимать различные обращения  и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения, умение вступать в диалог с окружающими различными способами, умение придерживаться культуры диалога. Предложенный методический и дидактический материал позволяет более эффективно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми.

   В опыте работы представлены данные диагностического обследования. Чтобы проследить динамику развития  диалога у детей с ОНР была проведена  диагностика уровня речевой коммуникации, уровня связной речи детей и  использования  в диалоге различных видов инициативных реплик за два года работы по данной проблеме. Дан количественный и качественный анализ результатов обследования, представленный в таблицах и диаграммах.

   Динамика результатов доказывает состоятельность и результативность предложенной методики.

     

   Особый интерес данного опыта имеют:

* Перспективное планирование по лексическим темам с включением минуток «РитоРитки».

* Рекомендации педагогам образовательных групп к использованию в практику работы.

* Конспекты занятий.

* Консультативный материал для педагогов и родителей.

* План работы кружка «АБВГДейка».

   Опыт работы может быть рекомендован к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, в работе молодых и опытных педагогов образовательных групп для становления диалога и связной речи детей. 

    

    

    Учитель логопед  В.В.Милославова.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта реализуется целенаправленной педагогической работой. 

Предлагаем конспект итогового мероприятия по лексической теме.

 

НОД по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе по теме "Дикие и домашние животные"

 

Форма проведения: путешествие.

Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Задачи:

1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.

2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать формированию предпосылок развития диалогической речи, через ответы детей на задаваемые вопросы.

3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки; мультимедийная система.

Дидактические материалы: Шарик с верёвочкой. Макет домика. Макет дерева. Шапочки с изображением  животными.

Предшествующая работа:

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Рисование животных по трафаретам.

Игры-перевоплощения в животных.

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Лепка животных из пластилина.

Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

Заучивание стихов о животных.

Русские народные потешки и загадки о животных.

 

План занятия:

1.Вводная часть (беседа) – 2 мин.

2.Основная часть (путешествие) – 10 мин.

3.Заключительная часть (беседа, игра) – 3 мин.

                                                       

Ход НОД:

I. Вводная часть (беседа)

Дети стоят в группе на ковре.

- Ребята, вы любите гулять?

 (Ответы детей.)

-Я приглашаю вас на прогулку.

- Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)

 Да можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.

II. Основная часть (путешествие).

Воспитатель берёт воздушный шар, накаченный гелием.

Дети держат воздушный шар за веревочку, и передвигаются по группе:

Воспитатель:

На воздушном шаре мы летим,

На воздушном шаре мы летим, как птицы.

Вот и домик виден там, вдали,

Поскорей бы нам на землю опуститься.

- Вот и наша первая остановка, домик (на экране появляется домик).

 Заходите, присаживайтесь.

Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)

- Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат и спрашивают:

- Здравствуйте, кто здесь живет?

Из домика раздается голос:

Воспитатель включает звук кошки (дети отгадывают).

-Кошка (На экране появляется кошка).

- А что любит делать кошка (Ловить мышей, лакать молоко, мурлыкать, играть).

- А какая кошка? (Мягкая, пушистая).

- А кто детеныш у кошки? (Котёнок).

(На экране появляется котёнок).

Воспитатель включает следующий звук собаки (дети отгадывают).